• Литкурсы ФОЛИАНТ

Подлинный литературный успех и успех рыночный

Автор: Дмитрий Стахов



Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.


В подавляющем большинстве случаев подлинный литературный успех и успех рыночный друг друга полностью не перекрывают.

Иногда их общее пространство стремится к минимуму. Более того, очень часто те, кто достиг успеха рыночного, по гамбургскому счету, то есть в подлинной системе ценностей, которая свободна от сиюминутных обстоятельств и корыстных интересов, мало что собой представляют.

Но надо быть малосимпатичным снобом, чтобы утверждать, будто условные Паоло Коэльо или Дэн Браун не писатели. Еще какие писатели! Только они недолго царствуют на рыночном Олимпе. Их слава быстротечна, о них быстро забывают.

Просто в сложнейшей системе «издатель» – «литература» – «рынок» – «писатель» – «творчество» – «читатель» (представлена не в порядке убывания значимости, а в алфавитном порядке), в системе, соединяющей временами несоединимое, такие авторы, в жесткой коллаборации с издателями и специалистами по продвижению, при учете насущных, иногда подспудных, желаний массовой аудитории, занимаются скорее не литературой.

Это писатели-проекты, производители фастфуда. Производство которого требует, как бы кто-то и не утверждал обратное, высочайшего профессионализма и технической оснащенности.

Впрочем, иногда производители фастфуда начинают выпускать продукты высочайшего класса. Почти пред-о-порте. Что скорее является исключением из правил.

Вообще же нет ничего более неискреннего, лукавого и лживого, как обращение к пишущим с призывом не думать о рыночном, читай – о материальном успехе. Мол, вы пишите, вам зачтется. Мол, художник должен быть выше.

Не зачтется. Не должен.

Если профессионально заниматься литературой, то материальная сторона является такой же составляющей профессии как владение стилем, в конце концов – как умение изложить историю так, чтобы увлечь читателя.

Однако как существует различие между литературным успехом и успехом рыночным, так имеется и некоторое различие между успехом рыночным и материальным. Существуют профессионалы, «литературные негры», успешные в материальном плане, владеющие ремеслом – именно – ремеслом, не более того, – но не имеющие ни грана рыночного успеха и тем более успеха литературного.

Иными словами – все очень сложно. Можно часами рассуждать о сути литературного успеха. Например, говорить о гениальном русском прозаике Леониде Добычине, который будучи признанным коллегами, не выдержал отказов издателей и идеологического давления, и просто бесследно исчез. Или о Джеймсе Джойсе, великом ирландце, имевшем высочайшую репутацию среди собратьев по перу, но умершем в бедности, если не сказать – в нищете. Имели ли они литературный успех? Несомненно! Рыночный? Еще какой, да только после смерти…

…Посему лучше попробовать дать некоторые советы, вернее – пожелания, так сказать – психологического свойства, без следования которым трудно достичь успеха. В первую очередь литературного.

О том же, как достичь успеха рыночного – в следующий раз.

Итак…

…Выбрав свой путь и стиль, верьте в себя и никогда не опускайте руки и не давайте себя обманывать тем, кто утверждает, будто вас не печатают из-за того, что вас не хотят читать читатели. Читатели разные. Ваш обязательно найдется.

Не гонитесь за конъюнктурой. Жизнь коротка, мода переменчива. Мимолетная слава и успех греют тщеславие, но на одном тщеславии далеко не уедешь.

С другой стороны, будьте в курсе современных литературных течений. Если вы думаете, что овладели стилем Тургенева (что скорее всего не так), то без актуальности и – скажем так, - современного акцента, ваш стиль будет архаичен. Помните, что в современном литературном мире число тех писателей, которые живут исключительно литературным трудом крайне мало. Писатели преподают, живут на гранты, занимаются журналистикой, частным извозом, IT-технологиями и т.п. Поэтому никогда не делайте деньги главной целью своих литературных занятий. Быть может вам повезет и ваш роман решит экранизировать Спилберг. Или даже Жора Крыжовников. Тогда вы пополните небольшой отряд успешных писателей. И все за вас будут рады.

Самое главное – работайте. Пишите! Несмотря на неуверенность в себе, отказы издателей, лень и т.п. Если вы способны выстроить сюжет, подобрать точные слова, любите и знаете своих героев – отрицательных особенно! – то найдете своего читателя.

Москва, Лебяжий переулок, дом 8/4, стр. 1

© 2018 - 2020 ЛТК Фолиант