• Литкурсы ФОЛИАНТ

Литературные сюжеты и их психологическое содержание. Часть 1

Пост обновлен февр. 5

Автор: Дмитрий Стахов





Стремление объединить литературные сюжеты в группы по некоему устойчивому основанию помогает, с одной стороны, наглядно представить поле литературы, с другой связано с попыткой выделить наиболее характерные психологические образы героев литературных произведений.


Наиболее известную, одновременно – крайне общую типизацию сюжетов предложил Хорхе Луис Борхес в новелле «Четыре цикла» (1972 год).


Во-первых, великий аргентинский писатель выделял историю об осажденном городе, причем главные герои-защитники знают, что обречены, а главные герои штурмующие чувствуют, что погибнут, не увидев победы. Классический пример – осада Трои, защищающийся Гектор, идущий на приступ Ахилл. Кроме того, как среди защитников, так и среди нападающих может быть герой-мятежник, бросающий вызов окружающей реальности. То есть такой герой, который противостоит как нападающим, так и защитникам. Можно сказать, что многие современные «военные» сюжеты, и не только военные, выстраиваются вокруг темы осады, штурма, где действуют целеустремленные герои. Как ни удивительно, но сюжет осажденного города нашел воплощение и в таких классических текстах, как «Горе от ума» и «1984».

Во-вторых, Борхес выделял историю о возвращении. Классический пример – история странствий Одиссея после взятия все той же Трои. Обычно героем такого сюжета становится некто отверженный обществом, ищущий самого себя. Борхес отмечал, что наиболее характерным героем этого типа является Дон Кихот, но многие романы о «потерянном поколении», романы Эриха-Марии Ремарка, повести и рассказы о прошедших афганскую войну Олега Ермакова, «лейтенантская проза» о Великой отечественной войне, относятся к этому типу. Возвращение трактуется совершенно по-разному, поэтому к нему можно отнести и «Москву-Петушки» Венедикта Ерофеева.


В-третьих, Борхес отмечал историю о поиске. По его мнению, такая история близка к предыдущей, в ней также имеются элементы путешествия, реального или воображаемого, в далекие страны или в пределах одного городского квартала, но герой уже не отверженный. Наоборот – ему могут поручить некую ответственную миссию, или он может сам возложить на себя крайне серьезные обязательства, которых избегают все прочие, и отправится на поиск чего-то крайне важного. Классический пример – путешествие аргонавтов под командой Ясона за золотым руном. Однако искать можно и не Золотое руно: герой Кафки Йозеф К. отправляется на поиск оснований для собственного ареста, а находит смерть…


В-четвертых, Борхес выделял историю самоубийства бога или того, что можно назвать «гибелью богов». Классические примеры – Один, верховный бог германо-скандинавской мифологии, жизнь и распятие Христа. Герой такой истории теряет или, наоборот, обретает веру (в самом широком понимании). Наиболее известные примеры – Мастер из «Мастера и Маргариты», Андрей Болконский и многие другие.


В настоящее, «постборхеское» время, типизации можно суммировать и расширить.


Подробнее – в следующей публикации

Литературные сюжеты и их психологическое содержание. Часть 2

Москва, Лебяжий переулок, дом 8/4, стр. 1

© 2018 - 2020 ЛТК Фолиант